Большие прибыли на бедности
Продажа дешевого продукта выгодна только одной стороне.
Терри Пратчетт, знаток не только истинно британского образа жизни, но и традиционной английской литературы, писал в своём романе: «Знакомство с Сибиллой заставило Ваймса взглянуть на богатых людей с другой стороны: они были так богаты именно потому, что свели свои траты к минимуму.

Взять, к примеру, башмаки. Он получал тридцать восемь долларов в месяц плюс довольствие. Пара действительно хороших башмаков стоила пятьдесят долларов. А пара доступных по средствам башмаков, которых хватало на сезон или два, пока не изнашивался подметочный картон, после чего они начинали течь как сито, стоила десять долларов. Именно такие башмаки Ваймс покупал и носил до тех пор, пока их подошвы не становились настолько тонкими, что даже в самую туманную ночь он легко мог определить, на какой улице анк-морпорка находится, лишь по ощущению булыжников под ногами.

Хорошие башмаки служат долгие годы – вот в чем дело. У человека, который может позволить себе выложить за пару башмаков целых пятьдесят долларов, ноги остаются сухими и через десять лет, тогда как бедняк, у которого просто нет денег и который покупает самую дешевую обувку, за тот же период времени тратит на башмаки сотню долларов – и все равно ходит с мокрыми ногами.

В этом и заключалась «башмачная» теория социально-экономической несправедливости, разработанная капитаном Сэмюелем Ваймсом».

Нужно отметить, что данная теория работает не только в отношении ботинок. Даже туалетная бумага подчиняется нехитрой логике экономического процесса. Купите рулон тонкой дешевой промокашки и – параллельно – большую пачку дорогой мягкой бумаги. Цена такой горы радости будет относительно велика, но в абсолютном выражении стоимость одного отправления естественных нужд снизится, если вы будете использовать более качественный вариант, купленный оптом. Так и все товары для бедных: уменьшение количества и снижение качества оборачивается ростом удельной стоимости одного использования.

Даже стоимость самих денег в виде кредита для бедного гражданина будет выше. Залоговое имущество, кредитная история, уровень заработной платы и сама зарплатная программа банка – все это будет влиять на итоговую ставку. И отнюдь не в пользу малоимущих. А частые нарушения сроков погашения кредита обернутся дополнительными тратами. Учитывая степень закредитованности населения, можно с высокой долей вероятности предположить, что даже перекредитование не спасёт ситуацию. Чаще всего в таком случае более низкая ставка будет просто означать увеличение срока погашения.

Что интересно, борьба за рынок товаров «для бедных» ведется на самом высоком уровне. При всей декларируемой непривлекательности данного сегмента количество дискаунтеров того или иного рода растёт (казалось бы) непропорционально росту экономики в целом. И это легко объяснимо: народ богаче не становится. Пополняя ряды бедных, ранее вполне обеспеченные домохозяйства пытаются сохранить если не уровень, то хотя бы видимость потребления среднего класса. Приобретая в дискаунтере не только действительно недорогие товары, но и те, цена которых заведомо выше средней – поскольку традиция централизованных закупок диктует свою логику.

Огромное количество малообеспеченных граждан (до 15% нищих и до 60% бедных) позволяют иметь свою долю на рынке большому количеству торговых точек и сетей. Невысокая маржа с лихвой оправдывается валом. Гарантируя вкусную абсолютную прибыль для любого участника. А конкуренция пока не достигла того уровня, когда перенасыщенный рынок начнёт выплевывать откровенный неликвид. Как сказано в одном историческом анекдоте: «Россия, милостивый государь, – государство агромаднейшее. Тут всякая дрянь сойдет…» (с).
Спасибо за внимание!