50 оттенков рекламы
Как маркетинг меняет то, что в данный момент мы называем реальностью
Каждый раз, когда я слышу жалобы на навязанные рекламой стереотипы и потребности, сформированные из ничего продувными маркетологами, мне становится смешно. Вся наша цивилизация построена на мифах и манипуляции. С того момента, как первая макака слезла с дерева и ощутила потребность в общении, чтобы похвастаться этим сомнительным достижением, мы только и делаем, что манипулируем ближними и дальними своими. С приходом цифры и продвинутых технологий коммуникации мы стали чуть больше знать о формальной стороне процесса, но приемы и методы неизменны уже сотни и тысячи лет. Неслучайно актуальность «Искусства войны» не угасает, а цитаты хотя бы того же Черчилля свежи, как майская роза. Не говоря уж о том, что анекдоты о челночной дипломатии Киссинджера раз в 10 лет преподносятся как новодел с заменой имён на ныне действующих персонажей.

Понятия «патриотизм», «чадолюбие», «женские права», «мужественность» и «настоящая леди» столько раз меняли своё наполнение даже на моей памяти, что упрёк в сторону маркетинга или брендинга в корыстном использовании воображаемых вещей не просто смешон. Он показывает полное непонимание того, из чего вообще складывается облик реальности.

Оставим в покое постапокалиптические видения о разнообразных шматрицах. Просто попробуйте отъехать от районного центра на 100 км и спросите первую попавшуюся бабу с кошелкой, что такое БДСМ. Кроме союза не вполне коммунистической молодежи и боевой машины войск очень специализированного назначения, может всплыть вариант с какой-нибудь аббревиатурой местного совхоза. Но и только. Если вы большой любитель ветхозаветных способов снятия напряжения, то картинка в вашей голове будет скрипеть чёрным латексом. Знатоки творчества авторов-основоположников и вовсе промолчат. Для большинства же это - парусообразные бабушкины труселя, убогая косичка и туповатый увалень, играющий пресыщенного миллионера-извращенца с жаждой окольцевать владелицу бабского белья в сердце. Почему так? Все очевидно: легко продать можно только последний вариант. Со всеми сопутствующими атрибутами.

Множество вещей, находившихся на грани или за гранью законности и приличий, сменили свою неказистую шкурку на лоснящийся глянец дизайнерской упаковки. И обрели бешеную популярность и не менее бешеный спрос. Но стоит ли винить в этом брендинг? Или все дело в человеческой натуре, не способной разглядеть неизменное содержание за цветистыми фразами рекламных слоганов. Ещё Геринг в интервью психологу Густаву Гилберту объяснял, что воевать никто не желает, но будет, если «сказать ему (народу - А.П.), что на него нападают. И при этом обвинить пацифистов в отсутствии патриотизма и в том, что они подвергают страну опасности. Это срабатывает в любой стране». (с)

Как мы помним, причиной первого в истории братоубийства стала неудачная презентация достижений местного сельского хозяйства. А, наоборот, мастерски промотированный банкет на 13 персон стал началом долгой и успешной истории целой цивилизации, положившей в свою культурно-нравственную основу слоган: «Возлюби ближнего своего, как себя». Толкуемый все эти тысячи лет весьма и весьма разнообразно.
Спасибо за внимание!