Некоторое время назад мне в руки попала книга альберта венгера «мир после капитала» («world after capital»), вызвавшая много споров. Безусловно, с точки зрения традиционного «капиталиста» любое философское изыскание, рассматривающее отказ от всеобщей занятости и безусловный базовый доход как единственно возможный вариант развития общества, – стопроцентное фу. Но не будем торопиться и рассмотрим пристальнее требования этого маркса эпохи digital.
Основой всех умопостроений книги стало утверждение, что эра цифровых технологий в очередной раз меняет ценности. Если ранее на разных этапах человеческого общества ими были последовательно еда, земля и капитал, то теперь таким ресурсом выступает внимание. Дальнейшее развитие человечества невозможно осуществить силами кучки учёных и инженеров, поскольку совокупный объём знаний в различных областях науки и техники превысил тот объём, который в принципе возможно освоить при помощи «ограниченного контингента» и сохранения традиционного «фабричного» образования. Для следующего качественного прыжка в познании окружающего мира необходима совокупная интеллектуальная мощь огромного количества людей, воспитанных в системе, ориентированной не на выполнение однообразных телодвижений с 9 до 17, а на креативный (в хорошем смысле) анализ, синтез, аналогию и другие мыслительные операции.
Важным показателем в этом смысле выступает количество «случайных» изобретений. Ещё в прошлом веке удачное стечение обстоятельств подарило нам пенициллин и скотч, небьющееся стекло и стикеры, застежку-липучку и рентген, то сейчас сложно представить человека, способного на коленке случайно сотворить 3d принтер или очки дополненной реальности. Все это требует лабораторий, образования и профильной занятости.
В настоящее время общественное и частное внимание фундаментально ограничено необходимостью удовлетворения базовых потребностей. Проще говоря, если думать о вселенной, а не о холодильнике, то вселенная это переживет, а ты – нет. Для того, чтобы данные размышления были продуктивными, необходимо свободное время, полный холодильник, свободный доступ к любой информации и определенные зун. Именно те знания, умения и навыки, которые позволят находить информацию в массе котиков и голых поп (а именно этот контент вызывает яркую физиологическую реакцию), анализировать ее без стереотипов и нацеленности на немедленный практический результат (потому что непрактичность чревата голоданием) и производить результат (которым делиться свободно без страха осуждения).
Как и любая отвлеченная идея, теория, изложенная в книге, свободна от корректив, вносимых атавистичной человеческой психикой и особенностями исторической практики. Мне думается, что базовая потребность человека в общественном признании и социальном взаимодействии существенно отразится на реализации идеальной программы. Создав обширную ярмарку тщеславия. Как впишется в неё маркетинг?
В условиях обилия информации борьба за внимание приобретёт изощренные черты. В разное время оттенок волшебства приобретали различные профессии и отрасли знания. Естественные науки и изобразительное искусство, образование и здравоохранение, продажи и кинематограф. В тот момент, когда умения, необходимые для успеха с большой буквы, становятся почти искусством, профессиональное сообщество превращается в секту или религию. Затем привлекает огромное количество последователей. Формализуется и оцифровывается. И становится ещё одним скучным разделом в интегрированной инструкции для очередной синтетической профессии, объединяющей несколько ранее не сообщающихся. Как, например, случилось с менеджерами, которые аккумулировали в себе обязанности от секретаря-машинистки до логиста.
Если говорить о внимании как о ресурсе в его современном понимании, то монетизацией занимаются многие: от цифровых изданий до независимых авторов. Уже сейчас можно распространять подписку на уникальный контент, предлагать продолжение платно, использовать открытую рекламу и продакт плейсмент, выпрашивать помощь и реализовывать принцип клубного пространства. Пока только google и facebook успешно играют на этой территории, контролируя более 75% рекламного трафика. Как и в жизни, пресловутый 1% богатеет за счёт онлайн-ресурсов оставшихся 99%.