Я очень часто наблюдаю в работе компаний забавный перекос. Он заключается в том, что команда лихорадочно начинает анализировать положение дел и искать пути увеличения эффективности именно в тот момент, когда перед носом маячит полная и весьма объемистая задница. При этом предстоящий крах может быть вызван не только низкой эффективностью, а, например, отсутствием регистрации используемой торговой марки или вообще использованием чужой без оглядки на последствия. Иногда менеджмент не вдается в важные детали, предпочитая абсолютные показатели относительным. Так, у меня на глазах одна компания росла на 30% в год, и ее владелец иронизировал, когда я советовал смотреть не на свой прирост, а оценить конкурентов. У которых в это же время прирост был под 100% в год. Вполне предсказуемо, что от весельчака через пару-тройку лет остались рожки да ножки.
Случается, компания попадает в воронку снижения цены на фоне роста издержек. Потому что за все годы своего существования так и не смогла отстроиться от конкурентов и продолжает думать: чем больше все работают и жёстче идёт уменьшение затрат, тем ближе они к мечте. Порой бизнес развивается и даже прирастает долей рынка, но на стагнирующем и стремительно схлопывающемся рынке, откуда бегут последние крысы.
Бывает, что компания выступает в качестве локомотива развития отрасли, развивая потребителей и рынок, но на ее хребте в рай въезжают те, кто использовал плоды эффективнее и хитрее. Бывает, что торговая марка (например, «Мир пива», «Мир красок», «Мир окон» и так далее) – заложник названия, ограничивающего возможность освоения вновь открывающихся товарных категорий либо смежных, имеющие потенциал.
Мир, как и человеческая судьба, – штука нелинейная, а не простая компьютерная игра. Но пока даже начинающие игровые корпорации выводят пользователя из песочницы в открытый мир, многие умные люди в реальной жизни мыслят категориями элементарной линейной аркады. Где цель одна, достигается движением прямо, а единственный решающий фактор успеха – количество патронов. На практике же драконов и принцесс много, способов спасения первых от вторых ещё больше, а играть можно как за варвара-разрушителя, так и за бледную поганку под соседней кочкой.
Таким образом, стратегия – это отбор пещер с самыми толстыми принцессами, а тактика – определение адекватного способа прокачки для их достижения. В недалеком будущем, когда ИИ окончательно поработит обленившееся человечество, специально обученные тетеньки будут скармливать богу аналитики тонны промежуточных данных. Кто, где, чего и сколько. А обратно получат результат эмуляции определенной экономической среды и поведения в ней рядовых Вась Пупкиных. Исходя из чего будут предложены варианты проактивных действий, ведущих к полному и безоговорочному успеху. И пока встречная аналитическая платформа того же Васи будет сражаться с нашей за ту версию будущего, где туалетная бумага для него дешевле на 10 копеек за рулон, мы будем пить кофе.
Сейчас же, пока роботы ещё не в состоянии самостоятельно найти авто на фото, предиктивную функцию для бизнеса выполняют консультанты. Учитывая при разработке тактики и стратегии не один, два или три линейных варианта развития событий, а многопоточный процесс пересечения вероятностных концепций. Возвращаясь к нашим игровым аллюзиям, это можно представить как формирование профиля персонажа через выполнение вторичных квестов. Где палка, найденная в сортире болотной ведьмы, в будущем послужит основанием для посоха архимага. А если совсем просто: достичь вершины можно как минимум тремя способами – рыть, ползти и лететь. Но для всех трёх вариантов нужны свои навыки и приспособления.
Учитывая, что большой бизнес нередко состоит из нескольких сложных подсистем, координация их работы для достижения цели, или оркестрация, – не менее важная часть реализации стратегии. На современном этапе мало просто идти в одном направлении и хором долбить большого босса. В нужное время в нужном месте каждый должен выполнять именно то, что умеет лучше всего. Но не ради абстрактных достижений, а для решения конкретных измеримых задач, ведущих к повышению устойчивости всей системы.