Ментальные паразиты существовали всегда. Безусловно, ввиду низкой скорости распространения информации во времена Lingua latina non penis canina любой вирусной идее требовалось существенное время на захват широких народных масс. Зато при успешном продвижении смена мема происходила очень нескоро. Пушкинские строки были свежи, как майская роза, ещё лет сто после выхода в печать, и столь же злободневно актуальны, как «корзиночка с колбасой» ныне.
С помощью передачи из уст в уста культурно-информационных элементов, получивших название мемов, распространяется информация, составляющая основу культуры того или иного сообщества. Добровольность передачи как раз и обеспечивается паразитической природой мемов. Причиной тому эмоциональный отклик или возможность вдохновить, актуальность или вневременной юмор, ностальгия или социальная значимость, а также гордость за себя и окружающих. Так или иначе, захват ментальной сферы более 10% населения обеспечивает лавинообразное нарастание скорости распространения. Собственно, усиленное и намеренное распространение мема нужно ровно до заражения этих самых 10%, далее включается самодублирование.
Коммерческий потенциал данного явления оценён давно. Слухи о близкой войне и «джентельмены предпочитают блондинок», гульфики, якобы подчеркивающие сексуальность, и чернение зубов от кариеса, конский возбудитель и закупка сигаретного пепла у населения - городские легенды или предания глубокой старины служили для спешной продажи залежалого товара или совершенно избыточных финтифлюшек. А с тех пор, как в 1973 году Николь Ронсар, владелица косметического салона в одном из районов Нью-Йорка, написала целую книгу, выдумав целлюлит (который до этого был незнаком врачам не только как болезнь, но и как косметический дефект), развитие этого способа продвижения стало вопросом выживания. Ибо «Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живучая и крайне заразна. Стоит идее завладеть мозгом, избавиться от нее практически невозможно. Я имею в виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную, поселившуюся в голове» (к/ф «Начало»).
Преимущество идей-вирусов состоит в том, что они очень просты и кажутся очевидными. Зачастую вам кажется, что подхваченная идея была знакома вам всегда, потому что она звучит из каждого утюга и имеет целую тучу последователей. Но именно это ощущение повсеместности распространения - иллюзия, поддерживаемая искусственно для укоренения мема. Максимально широкий охват - непременное условие для рекламных кампаний ранее, до распространения таргетирования и ориентации на конкретную целевую аудиторию. В настоящее время, как ни странно, при нарастающей глобализации пакет мемов той или иной группы может сильно отличаться от общепринятого контекста.
Критичность в отношении любой новой информации и «фейкоустойчивость» - необходимые качества нового поколения потребителей. Меметичность и вирусность - непременные атрибуты нового поколения ментальных паразитов.